Буллинг в школе
Буллинг в школе – это повторяющаяся модель поведения, реализующая намерение группы причинить вред одному учащемуся. Проявляется вербально и невербально. Всегда соответствует структуре: группа агрессоров, свидетели и жертва, неспособная себя защитить. Характеризуется физическим и психологическим насилием: угрозами, унижениями, побоями. Диагностика выполняется с помощью беседы, наблюдения, опросников. Для коррекции буллинга проводятся групповые тренинги, психологические консультации, создаются ученические организации.
Причины буллинга
Ключевая характеристика класса с проявлениями буллинга – небезопасность каждого участника микросоциума. Ситуация травли разворачивается как дезадаптивная форма совладания со стрессом ученика, испытывающего тревогу, дискомфорт. Согласно мнению социологов, современная российская реальность популяризирует агрессивные способы подавления тревоги, разрешения проблем. Провоцирующими факторами буллинга в школе становятся:
- Негармоничная иерархия. При негармоничном распределении статусов в классе появляются роли «отверженных», «изолированных». Они становятся объектом насмешек, унижения, насилия со стороны более сильных, но эмоционально нестабильных учеников.
- Социально-экономические перемены. Мобильность современного общества, перенасыщенность информацией, отсутствие моральных устоев способствует проявлению агрессии. У подростков нет предпочитаемой модели поведения, возникает противоречивость действий, желаний.
- Подростковый возраст. Перестройка систем организма, гормональный дисбаланс приводят к импульсивности поведения, снижению самоконтроля. Ведущими эмоциями становятся тревога, раздражение, реализующиеся через агрессию. Если к такому поведению прибегает лидер, то обязательно присоединяются его последователи (особенность подросткового периода).
- Жестокое обращение в семье. Агрессоры – люди, пережившие насилие от родителей или других родственников, обладающих силой. Доминирует дисбаланс власти: старшие, более сильные, владеющие материальными благами члены злоупотребляют статусом, угрожают безопасности младших.
- Педагогическое влияние. Влияние учителя на класс может сформировать нездоровую атмосферу. Неуважительное отношение педагога, жесткая конкуренция, публичное порицание, оскорбление выступают причинами буллинга в школе.
- Социально-экономический статус. Установлено: дети из семей с низким доходом, отсутствием образования у родителей чаще становятся жертвами травли. Учащиеся из семей, где родители имеют высшее образование, оказываются более адаптированными к школьной среде, чувствуют себя комфортно в школе, редко становятся участниками ситуаций насилия.
Проявления буллинга
Для учащихся младших классов характерны простые физические способы травли. Используются толчки, пинки, удары. Часто агрессоры затевают драку, когда уверены, что жертва слабее. Другим важным атрибутом неравного конфликта являются зрители. Если процесс унижения никто не видит, то теряется смысл. Обидчики часто врут, делая это настолько убедительно, что учителя сразу верят. За ложью скрывается страх наказания, ориентация на мнение взрослого.
Ученики средних классов наряду с физическим насилием применяют вербальное. Этому способствует расширение словарного запаса, повышение значимости социального статуса. Мнение взрослых становится менее важным, появляется желание отделиться психологически. Буллинг в школе проявляется оскорблениями, словесными унижениями, физическим нанесением вреда. Ложь взрослому встречается реже, порицание с его стороны способствует сепарации подростка.
В средних, старших классах вербальный буллинг становится изощреннее. Помимо прямых оскорблений, используются сплетни, наговоры, сарказм. Распространение лживых слухов способно сильно снизить статус жертвы, способствовать социальному исключению, изоляции. Психологическая травля выражается запугиваниями, шантажом, бойкотом. Нередко агрессоры отбирают деньги, разбивают телефон, портят другие личные вещи. С целью унижения могут заставить жертву выполнять определенные действия.
Особый вид травли – кибербуллинг. Разворачивается в интернет-пространстве: в социальных сетях, форумах, чатах. Физического вреда причинить не может, но серьезно ухудшает психическое здоровье жертвы. Нацелен на унижение, запугивание, принуждение к каким-либо действиям. Отличается повышенной жесткостью, потому что агрессор часто остается неидентифицированным, скрытым за ником.
Последствия
Буллинг в школе вызывает тяжелые психологические травмы у детей, ставших жертвами. Негативные последствия разнообразны: неуважение к себе, неспособность достичь успехов, нарушения сна. Вынужденная социальная изоляция, переживание одиночества становятся причинами затяжной депрессии, растягивающейся во взрослую жизнь. Возможно развитие панических атак, социофобии, психосоматических заболеваний. Снижение учебной мотивации приводит к прогулам уроков, уходу из школы в онлайн-образование.
Суицидальное поведение детей и подростков.
Суицидальное поведение детей и подростков – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные на самоубийство. Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям – поступкам, целью которых является лишение себя жизни.
Различают три основных вида суицида:
- истинный суицид – осознанные действия, направленные на совершение акта самоубийства, лишение себя жизни. Это сопровождается размышлениями о смысле жизни, переживаниями, которым предшествует депрессивное состояние или угнетённое настроение;
- демонстративный суицид с желанием умереть не связан. Это скорее способ обратить внимание других на свои проблемы, своеобразный призыв о помощи, шантаж, которые используют слабые люди, не имеющие других способов воздействия;
- скрытый, или непрямой, суицид (косвенное самоубийство) – это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности своей жизни. Это своеобразная игра со смертью (осознанное употребление в больших дозах алкоголя, никотина, сильных наркотиков, занятие экстремальными видами спорта, самоизоляция). Человек отдаёт себе отчёт, что подобное поведение опасно для его жизни, но продолжает вести себя подобным образом.
Целью демонстративного суицидального поведения является обращение внимания других на себя и свои проблемы. Это своего рода крик о помощи. Таким образом человек хочет показать окружающим, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Таким образом, демонстративные суицидальные действия, как правило, совершаются не с целью лишить себя жизни или причинить себе реальный вред. Их цель – напугать окружающих, заставить их задуматься над стоящими проблемами, часто – «осознать» своё несправедливое отношение к человеку. Способы демонстративного суицидального поведения чаще всего проявляются в виде отравления неядовитыми лекарственными препаратами, порезов вен, изображения повешения.
На особенности суицидального поведения существенно влияет и возраст суицидента. В детском возрасте суицидальное поведение связано с желанием избежать стрессовых ситуаций или наказания, то есть имеет характер ситуационно-личностных реакций. То есть дети не всегда до конца осознают необратимость смерти. Ближе к подростковому возрасту смерть воспринимается уже как явление реальное, но маловероятное для себя. То есть, дети и подростки не всегда осознают необратимость своих суицидальных действий. Зачастую у них отсутствуют навыки совладания со стрессом, депрессией. Детей, совершающих суицидальные действия, отличает повышенная впечатлительность, внушаемость, импульсивность, колебание настроения, страх, гнев, желание наказать себя или других. Поэтому суициды подростков часто носят демонстративный характер. Чаще всего они совершаются после ссор или в конфликтных ситуациях (со взрослыми или сверстниками). Зачастую целью суицидальных действий детей или подростков является шантаж. Более половины детских и подростковых суицидов совершаются на фоне аффективных реакций или психических расстройств.
Причины суицидального поведения
Попытки самоубийства совершаются в результате сочетанного воздействия внешних и внутренних факторов. Предрасполагающими детерминантами являются:
- Биологические причины. Предрасположенность к суициду определяется при снижении активности серотонина, нарушениях связи гипоталамо-гипофизарной оси, наследственной отягощенности.
- Психологические особенности. Суицидальному поведению способствует низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, максимализм, эгоцентризм; зависимость от действий, мнений окружающих; неумение составлять и воплощать в жизнь планы; фрустрация потребности в безопасности, доверии, любви.
- Медицинские факторы. К самоубийству предрасполагает наркомания, алкоголизм подростков, психические расстройства (депрессии, шизофрения, психопатии), тяжелые соматические заболевания с вероятностью инвалидизации, летального исхода (онкологические патологии, СПИД, ВИЧ).
Потенцирующие факторы утяжеляют, ускоряют течение суицидального процесса, повышают риск попыток. В эту группу входят:
- Культурные, религиозные факторы. У представителей некоторых языческих религий самоубийство расценивается как благое действие (жертвоприношение, очищение). В отдельных молодежных субкультурах самопроизвольная смерть является признаком решимости, самостоятельности, преподносится в комплексе с романтическими переживаниями.
- Внутрисемейные факторы. Группа риска – дети, подростки из асоциальных, неполных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, тотального контроля, отчуждения.
- Социальные влияния. Вероятность суицида возрастает при конфликтах со сверстниками, проблемах любовных отношений подростков, культивировании смерти средствами массовой информации.
Реализующие факторы провоцируют переход суицидальных намерений в действия. Причинами непосредственно попыток самоубийства являются:
- Сильный стресс. Инициировать действие может смерть родителя, близкого родственника, новость о неизлечимой болезни, невольное наблюдение за убийством, отвержение друзьями, знакомыми, пережитое изнасилование.
- Доступность орудий самоубийства. Реализация суицида происходит при наличии домашнего оружия, таблеток, способных при неправильном применении вызвать смерть.
Прогноз и профилактика
При совместных усилиях родителей, учителей и психологов буллинг в школе удается свести к минимуму. Профилактика заключается в своевременном выявлении попыток травли, а также в создании комфортных условий обучения. Чем меньше негативных переживаний провоцирует учеба в школе, тем менее вероятно проявление жестокости внутри класса. Другая важная профилактическая мера – создание условий для безопасного проявления негативных эмоций, поощрение дружеских отношений, поддержки.
Профилактика ПАВ
– Какой вред организму наносят ПАВ здоровью несовершеннолетних? В чём это проявляется?
– Однократный прием приводит к состоянию острой интоксикации различной степени тяжести. Период эпизодического употребления ПАВ по своей сути представляет серию острых интоксикаций (отравлений), постепенно перетекающих в интоксикацию хроническую. В ряде случаев возможны тяжелые формы отравлений ПАВ. Симптомы и тяжесть течения острых отравлений псиохоактивными веществами напрямую зависят от вида, токсичности и дозы вещества. По мере систематизации употребления ПАВ происходят изменения психической деятельности и физического функционирования, формируется характерный для каждого вещества симптомокомплекс хронической интоксикации.
Биологическая сторона. Длительное отравление организма ПАВ приводит к тому, что у зависимого человека перестают нормально работать органы и системы. Чаще всего страдает головной мозг и нервная система в целом. Большинство людей, потребляющих наркотики внутривенно, вводят «грязные» растворы нестерильными инструментами. В результате возбудители вирусных и бактериальных инфекций проникают в организм. Итогом парентерального введения наркотиков в нестерильных условиях являются вирусные инфекции, флебиты, сепсис. В головном мозге, легких, сердце, печени, почках образуются гнойные очаги. Такие осложнения представляют серьезную угрозу для жизни и требуют серьезного лечения.
Психическая сторона. При употреблении ПАВ у человека возникают разнообразные изменения психических процессов: эмоциональная опустошенность; падение активности и энергетического потенциала; вытеснение обычных стремлений и потребностей тягой к ПАВ; снижение интеллекта; ухудшение памяти и снижение продуктивности умственной деятельности; тревога и депрессия, раздражительность; вспышки злобы и агрессии; сужение круга интересов, снижение стремления узнать что-то новое; пропадает желание что-либо делать; повышается утомляемость.
Социальная сторона. Постепенно разрушаются социальные связи, и снижается их значимость. Это проявляется в том, что зависимый человек перестает быть частью общества. Все, что раньше было значимым, дорогим, любимым, теряет смысл. Ухудшаются отношения с близкими людьми. Попытки близких и родных помочь зависимому вызывают у него раздражение и злобу. Появляются проблемы с работой и учебой. Понятия о моральных нормах становятся размытыми, что часто приводит к конфликту с законом.
Духовная сторона. Человек, потребляющий ПАВ, теряет нравственный стержень. Ему становятся безразличными такие понятия, как вера, любовь, забота о людях, сострадание к слабым и больным, альтруизм, самопожертвование и т. д.
– Как понять родителям, что их ребёнок начал применять наркотики? На что, прежде всего, обращать внимание?
– Любые кардинальные изменения в жизни подростка могут быть ранним признаком возможной наркотизации. Поэтому важно родителям выстраивать доверительные отношения с ребенком, интересоваться с кем он общается, как проводит свое свободное время.
Общие признаки наркотизации:
- явно проявляющаяся скрытность ребенка;
- снижение учебной мотивации (падает интерес к учебе, к прежним увлечениям);
- частые пропуски занятий, ухудшается успеваемость;
- изменение ритма сна (в течение дня подросток может быть вялым, медлительным, буквально засыпать на уроках);
- общение с прежними друзьями прекращается или сводится к минимуму, появляются новые подозрительные друзья или поведение старых приятелей изменяется;
- настроение меняется очень быстро и часто не соответствует ситуации и реальной действительности, от полной апатии до безудержной энергичности. Эти циклы не связаны с конкретными событиями, они как бы сами по себе.